Комитет Госдумы по энергетике рекомендовал правительству продолжить консолидацию электросетей, несмотря на сложности первого года реализации закона об СТСО

Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует продолжить консолидацию электросетевого комплекса и обращает внимание на недопустимость нарушения законодательства о системообразующих территориальных сетевых организациях. Об этом сообщили в комитете по итогам его расширенного заседания по вопросу о предварительных итогах реализации Федерального закона № 185−ФЗ от 13 июля 2024 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которое состоялось сегодня, 11 июня.

Открывая мероприятие, председатель Комитета Николай Шульгинов отметил, что принятие закона стало очередным этапом работы по консолидации электросетевого комплекса, которая идет с 2023 года.

Предоставленная в рамках реформы электроэнергетики возможность частным компаниям владеть электросетевым имуществом, оказывать услуги по передаче электроэнергии и осуществлять технологическое присоединение привела к появлению большого числа сетевых организаций (ТСО) и бесхозяйных сетей.

«Это привело к частичной децентрализации системы управления электросетевым комплексом, росту аварийности и износа сетей ввиду отсутствия инвестиций в сети непрофессиональных участников рынка, снижению показателей надежности энергоснабжения потребителей, «перекосам» в тарифном регулировании и общему недоинвестированию в 1 трлн рублей», заявил Николай Шульгинов.

В 2023 году началось ужесточение критериев ТСО. Однако, как показала практика, простого снижения количества хозяйствующих субъектов недостаточно для разрешения сложившейся ситуации. Это предопределило необходимость создания в каждом субъекте РФ института СТСО как единого центра ответственности за развитие электросетевого комплекса в регионе, за ликвидацию аварий на сетях и осуществление инвестиций в их строительство и модернизацию, пояснили в комитете.

«Федеральный закон действует меньше года, и практика его реализации уже выявляет проблемынормативно-правовогохарактера, требующие урегулирования», — подчеркнули там.

К ключевым вопросам, по мнению Комитета по энергетике, можно отнести:

– несоблюдение нормативных сроков определения СТСО в регионах, заключения договоров о порядке использования объектов электросетевого хозяйства с действующими ТСО и передаче в СТСО этих объектов регионами и муниципалитетами;

– неполнота и невозможность проверить достоверность информации о реальном количестве и титуле условных единиц в перечнях объектов, подлежащих передаче в СТСО (что приводит к их завышению в тарифном регулировании);

– неопределённость в вопросе о признании действующих договоров аренды электросетевых объектов обременением, позволяющим не передавать объекты публичной собственности в СТСО;

– «ускоренная приватизация» региональных и муниципальных объектов как уход от передачи таких объектов в СТСО и другие.

«Также обеспокоенность Комитета вызывают поступающие от СТСО и регионов данные о грубых нарушениях требований законодательных процедур в этой части, что требует принятия мер прокурорского реагирования, инициирования судебных разбирательств, а также возбуждения уголовных дел», отметил Николай Шульгинов.

Количество ТСО в 2022−2024 гг сократилось на 66%, до 619 организаций. Дальнейшая консолидация электросетей будет проводиться преимущественно на базе СТСО, сообщил в ходе заседания замминистра энергетики РФ Евгений Грабчак.

По его словам, в рамках совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих деятельность СТСО и ТСО, в дальнейшем предполагается:

— ужесточение критериев СТСО и ТСО путем учета при оценке только электросетевого имущества, которым организация владеет на праве собственности;

— уточнение порядка определения заявленной мощности в договоре на оказание услуг по передаче электроэнергии, а также определения места исполнения обязательств по договорам между СТСО и потребителями.

Кроме того, Минэнерго России проводит работу по уточнению требований по обеспечению надежности энергоснабжения при «котловой схеме» договоров со стороны ТСО, сообщил Грабчак.

Он добавил, что Минэнерго считает необходимым внесение изменений в законодательство, которые предусматривают:

— Усиление роли СТСО в согласовании инвестпрограмм ТСО,

— Введение ответственности за уклонение от заключения так называемых ДоПИ, договоров об использовании электросетевых объектов, с СТСО.

— В целях исключения формирования противоречивой судебной практики в отношении части региональных и муниципальных сетей, подлежащих передаче в СТСО, закрепление на уровне федерального закона прямого указания о прекращении действия договоров аренды региональных и муниципальных сетей для их передачи в СТСО в обязательном порядке.

Замглавы ФАС России Геннадий Магазинов отметил необходимость обеспечения достоверности и доступности для экспертов СТСО информации о реальном количестве и титуле условных единиц в перечнях объектов, подлежащих передаче в СТСО и его влиянии на тарифное регулирование. По мнению ФАС, частично снять проблему позволит введение метода эталонных затрат. Что касается непосредственнотарифно-балансовыхрешений, для более точных выводов о работе закона, вступившего в действие 1 сентября 2024 года, нужно пройти весь тарифный период, включая тарифную компанию 2026 года, заявил Магазинов.

Прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры РФ Наталья Федотова на заседании заявила о полной поддержки Генпрокуратурой введения института СТСО. Вместе с этим она отметила необходимость безусловного соблюдения требований соответствующего законодательства. Она сообщила, что ведомство провело проверку исполнения федерального законодательства о СТСО. «Ее причиной стала серьезность ситуации с несоблюдением на местах требований федерального закона, в том числе несвоевременной передачей активов и злоупотреблением правом приватизации», — отметила Федотова. «Результаты проверки войдут в Решение Комитета по итогам расширенного заседания», — сообщили в комитете по энергетике.

В завершении заседания Николай Шульгинов отметил, что сложности на начальном этапе реализации закона об СТСО были ожидаемы. Их выявление и дальнейшее совершенствование нормативной базы позволит добиться поставленных при принятии закона целей, даст возможность под эгидой СТСО развивать и модернизировать сети, пресекать нарушение порядка установления тарифов, снизить потери в сетях, эффективнее выявлять факты незаконного подключения к сетям и хищения электроэнергии.

По итогам обсуждения комитет будет рекомендовать:

— Правительству РФ продолжить работу по консолидации электросетевого комплекса с опорой на технические критерии;

— Генеральной Прокуратуре РФ направить в rомитет информацию об имевших место в 2021−25 гг. в субъектах РФ фактах длительного прекращения энергоснабжения, вызвавших наибольший общественный резонанс, их причинах и мерах прокурорского реагирования; действующим ТСО,

— Уполномоченным органам государственной власти регионов и муниципальным органам обеспечить безусловное исполнение требований законодательства в части создания и функционирования СТСО.

«Также в решение войдут предложения, прозвучавшие в ходе расширенного заседания», — сообщил комитет.

Вам нужна помощь или консультация специалиста?

Заполните поля ниже, и мы свяжемся с вами для подробной консультации