Указ Президента привел к заморозке ряда сделок с иностранными контрагентами

Газета коммерсант «Ъ» со ссылкой на информированные источники оповещает, что выход иностранных акционеров из российской электроэнергетики на время заморожен. Речь в первую очередь идет об уже объявленной сделке по продаже итальянской Enel своих 56,43% в «Энел Россия» (владеет тремя ГРЭС на 5,6 ГВт и двумя ВЭС) ЛУКОЙЛу и фонду «Газпромбанк-Фрезия».

Причиной стал указ Президента России №520, запрещающий до 31 декабря 2022 года совершение сделок покупки и продажи долей в компаниях, включенных в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, а также в компаниях, которые производят и поставляют тепло и электроэнергию.

Как утверждает ряд источников «Ъ», сделка по покупке активов «Энел Россия» предусматривала второй этап — консолидацию пакета «Газпромбанк-Фрезия» ЛУКОЙЛом. В ЛУКОЙЛе и Enel свои дальнейшие планы не комментировали.

Оказалась также заморожена сделка по продаже российских активов финской Fortum — генкомпании «Фортум» (98,25%). По словам собеседников «Ъ», такое решение было принято властями РФ еще в июле.

На тот момент Fortum уже завершил прием заявок от потенциальных покупателей, в шорт-листе были предложения от Газпромбанка, АФК «Система» и Invest AG. Заявок на покупку активов, как утверждают собеседники «Ъ», поступило довольно много. И это несмотря на сложное финансовое состояние «Фортума», проблемы с обслуживанием парогазовых установок в условиях санкций и неопределенность со строительством ВИЭ-генерации.

Uniper также заявлял о намерении уйти из России, но централизованного сбора заявок на активы «Юнипро» (пять ГРЭС на 11 ГВт) не было: топ-менеджмент вел отдельные переговоры с рядом интересантов, среди них, по данным «Ъ», «Газпром энергохолдинг», «Интер РАО» и АФК «Система». В Fortum «Ъ» не ответили.

Источники на энергорынке замечают, что если европейские компании вынуждены будут остаться в России, то в текущих условиях им придется сконцентрироваться на поисках путей обслуживания западного оборудования — ПГУ и ветроэлектростанций — в условиях существенных ограничений.

Они также смогут реинвестировать прибыль в строительство новых мощностей, если будут готовы использовать локализованное оборудование. При этом отказ от обязательств по строительству и поддержанию работоспособности станций будет грозить европейским компаниям существенными штрафами, поэтому будет проводиться фактически принудительно.

Вам нужна помощь или консультация специалиста?

Заполните поля ниже, и мы свяжемся с вами для подробной консультации