В Госдуме намерены вернуться к законопроекту об ответственности за нарушение квот на выбросы
Госдума может вернуться к рассмотрению правительственного законопроекта, предполагающего введение оборотных штрафов за нарушение соблюдения квот выбросов загрязняющих веществ в воздух (№594956–8, внесен год назад — 5 апреля 2024 года), пишет сегодня газета «Коммерсант». Проект предполагает, что наказание «будет стимулировать компании исполнять инвестпрограммы по модернизации производственных мощностей». Второе чтение планировалось на осеннюю сессию 2024 года, но этого не произошло.
Федпроект «Чистый воздух» нацпроекта «Экология», а с 2025 года — «Экологическое благополучие» направлен на улучшение экологической обстановки и снижение выбросов загрязняющих веществ в воздух. Сначала в него вошли 12 крупных промышленных центров, а с 1 сентября 2023 года подключились еще 29 городов. До конца 2026 года первым 12 участникам необходимо уменьшить выбросы не менее чем на 20% от уровня 2017 года, а новым городам, включенным в федпроект,— вдвое к уровню 2020 года до конца 2030 года.
В Минприроды газете сообщили, что работа над поправками к законопроекту идет «на площадках правительства и Госдумы, рассматриваются предложения всех заинтересованных сторон». Ранее в феврале министерство уже сделало послабления для госмонополий, снизив им базу для расчета штрафов в десять раз.
Против принятия документа в предложенном варианте выступает РСПП.
Как объяснил «Коммерсанту» источник в организации, при предложенном Минприроды подходе возникает риск двойного штрафа для компаний, имеющих несколько объектов, а законопроект ставит в неравные условия промпредприятия по сравнению с естественными монополиями.
Также необходимо учитывать санкции, финансовую нагрузку на фоне высокой ставки ЦБ, опережающую индексацию тарифов инфраструктурных монополий, введение экспортных пошлин и повышение налоговой нагрузки на экономику. РСПП, в частности, предлагает закрепить норму о расчете штрафов только от выручки, которая генерируется на квотируемом объекте, и отсрочить введение штрафов до 1 января 2028 года.
Дата второго чтения документа не называется, но глава комитета Госдумы по экологии Дмитрий Кобылкин в своем
Принятие документа должно поставить точку в длительном споре между государством и промышленниками, но на фоне все более строгих требований к экологической ответственности предприятий решение может оказаться не в пользу последних, тем более что изначальный вариант законопроекта был жестче и не предполагал градации штрафов в зависимости от выручки компании—владельца